Image upload Ebay. загрузка картинок
Сведения из истории
Этапы строительства
Собор и люди
Прошлое и будущее храма
Этапы возрождения
Публикации о соборе
Новости
Пожертвования
Реквизиты фонда
Почта фонда
Фотогалерея
Обращение к предпринимателям Люди о соборе Князь Воронцов


Пятый этап

    Ремонтные работы в соборе во втрой половине XIX ст.

    Позже, во время Крымской войны 1855-1856гг. Одесса постоянно находилась в осаде и очень часто подвергалась бомбардировкам и блокаде. Но, к счастью, кафедральный Спасо-Преображенский собор не пострадал и служба в нЈм не прекращалась. Во время блокады в храме была установлена знаменитая икона Касперовской Богоматери, которая морально поддерживала жителей города во всех бедствиях и которой к 200-летию Одессы было посвящено юбилейное издание.

    Новый период в истории строительства и отделки кафедрального собора составляют обновления всего сооружения во времена архиепископов Димитрия и Никонора. Как свидетельствуют соборные служители, "они дополняли один одного". Обновление, исполненное Никонором, стало осуществлением замыслов его предшественников, начиная ещЈ с времЈн архиепископа Иннокентия.

    Соборные данные свидетельствуют, что капитальное обновление сооружения состоялось при архиепископе Димитрии в первые годы его пребывания на Херсонской кафедре, то есть в 1857-1874гг. За этот период сооружение испытало многие ремонтные работы, которые завершились в 1873г.

    26 марта 1859г. специальный технический комитет начал обследование соборного сооружения. Обнаружили опасные широкие трещины в колокольне и трапезной, которые появились, как полагают, вследствие подрыва порохового склада на Щеголевской батарее. Согласно акту обследования, трещины в перемычкам в стенах и сводах появились от "разновременных и соединенных вместе зданий". Однако они не представляли большой опасности, впоследствии их тщательно расчистили, заделали и оштукатурили.

    При таких обстоятельствах и начали очередной ремонт внутри сооружения, где работал мастер штукатурной работы Кривов, который переделал все карнизы, наличники, в частности на фасаде колокольни, здание собора выбелили и окрасил за 250 руб. В интерьере работал и живописец И.Ковшаров, который расписал потолок, выбелил лепные элементы, а к октябрю 1859г. он расписал три потолка (два круглых и один средний), окрасил на стенах карнизы и "впадины ". К ноябрю основные работы закончились.

    23 мая 1863г. окрасили шпиль на колокольне, карнизы, бани, крыши на всем храме. Работы выполнял мастер Авдеев за 650 руб. С 12 апреля 1866 р. началось восстановление штукатурки на стенах колокольни, окраска масляной краской всей колокольни, крыш на карнизе. Работы закончили к декабрю 1866г. Вместе с тем, обнаружилась ветхость внешних коробок; в 16 баневых и в 7 полуциркулярных отверстиях рамы еле держались. К 1867г. мастер Медингер установил новые рамы на место. С окраской, оковкою и установлением работы стоили 1054 руб.

    1871г. ещЈ раз красили соборную баню, шпиль, крыши за 700 руб. В марте 1872г. одесский купец Посохов выписал но Москвы для собору 16 хоругвей. И, наконец, в 1873г . интерьер кафедрального храму приобрел завершЈнный вид.

    В начале 1870г. при архиепископе Димитрии (1857-1874гг.) при соборе образовали специальную строительную комиссию во главе с купцами Пашковым и Леонардом, которая осуществила руководство полным обновлением интерьера за счЈт выделенных городом средств (60 тыс.руб.). Была обновлена вся позолота на всех иконостасах, киотах, люстрах, лепных вставках на колоннах; обновлена живопись в интерьере собора "тонами", окрашены внешние стены масляной краской. Наиважнейшими работами были реставрация "академической" живописи евангелистов на парусе бани и роспись "тонами" внутренних стен.

    При архиепископе Платоне (1877-1883гг., впоследствии митрополит Киевский), согласно приказу Херсонской духовной консистории 8 июля 1880г., осуществили большой ремонт, в частности:

    • обновили внешнюю покраска собору (5711руб.)
    • обновили позолоту креста, шара, карнизов и гуртов на бани на деньги купца Посохова (1227 руб.)
    • окрасили баню и шпиль, отремонтировали крышу и водосточные трубы
    • выборочно сделали штукатурку и окрасили внешние стены храма

    Ремонт закончился в середине октября 1880г. Впоследствии на колокольне сделали новый брус под большой колокол, ступени и пол в первом ярусе сооружения (675 руб.).

    При архиепископе Никаноре (1883 - 1890гг.) технический уход за сооружением был такой же, как и при Димитрии. В 1886г. опять обнаружили трещины в сводах бани и стенах собора. И опять возник вопрос о необходимости ремонта. Обследуя сооружение 13 января 1886г., комиссия техников-инженеров на это раз сделала такой вывод: "Ни одна из трещин не представляет преимущественной опасности, так как трещины в кладке существуют около 30 лет и по свидетельству старожилов не увеличиваются, а трещины заделанные летом 1885г. .- не обнаруживаются, а всЈ остальные незначительны и... опасения вызвать не могут".

    Доклад комиссии рассмотрел архиепископ Никанор в феврале 1886г., а через семь месяцев он решил наконец приступить к вопросу о текущем ремонте собора. Он хотел завершить дела своих предшественников, установить мраморный, по цвету "тонам" стен и пола иконостас, заменить старые малые местные иконы новыми большими, расписными на золотому фону, а не по серому. Он также имел намерение обновить потемневшую от времени настенную живопись, отремонтировать скульптурное убранство и опять окрасить всЈ здание.

    6 октября 1886г. духовная консистория получила предложение "Положить форменное начало этому общеполезному делу". В ноябре причт и староста собора присутствовали на двух совещаниях, где рассматривался вопрос о сооружении нового иконостаса и новое алтарное убранство. На первом совещании обсуждали рисунки и вопрос сметы, на втором - только смету. Доклад свидетельствует, что выполнение мраморных работ уже доверено трЈм мастерам, а также установлены контакты с настоятелем Троице-Сергиевой лавры, где архиепископ Никанор заказал иконы, и всЈ обновление в целом будет стоить не менее 20 тыс.руб., продлится во времени полтора года, а за недостатком средств необходимым будет заЈм в сумме 10-15 тыс.руб.

    Резолюция архиепископа 14 ноября 1886г. на докладе соборного причта о денежном займе указывает расположенный на Херсонщине Григорьев-Бизюков монастырь, где но разрешению Синода выгоднее и скорее можно получить нужные деньги. Приказом от 9 июля 1887г. Синод такое мероприятие одобрил, и к работе вскоре приступили.

    Главное дело - пластическая отделка иконостаса из серовато-белого мрамора по проекту и техническим условиям, детальными чертежам и рисункам "строителя-архитектора" Л.Тодорова. Контракт на его выполнение причт и староста заключили с местным скульптором JI.Менционе, который обязался выполнить и другие работы (установка - 13632 руб.). Мраморные работы приняла комиссия Одесского отделения Русского Технического общества, которая дала положительную оценку, однако, указав иные отступления мастера от чертежей архитектора. Но обнаружилось, что они "существенного значение не имеют, вызваны необходимостью, допущены по согласованию со строителем и общее впечатление не ослабляют".

    Восемь новых икон для мраморного иконостаса написано в мастерских Троице-Сергиевой лавры (цена каждой 200 руб.). Для главного алтаря было приобретено две гигантские картины-иконы "Воскресения Христова" и "Преображения Господне", доставлен из Москвы большой бронзовый семисвечник. Обновлена настенная живопись над северным и южным входами в собор.

    Все другие работы и ремонт в главной части храма, согласно рапорту соборного причта 20 июня 1889г., стоили 23961 руб. Обновление трапезной церкви в 1887-1889гг. можно представить в некоторой степени по следующим финансовым отчЈтом "За штукатурные и малярные работы уплачено 2813 руб., за скульптурные работы колонн - 675 руб. и сверх сметы за обновление живописи икон старого иконостаса, за позолоту рам всех этих икон и за замену разбитых плит пола новыми - 1384 руб., а всего 5872 руб. ".

    В 1894г. Одесса готовилась к празднованию своего 100-летия. Готовился к юбилею и ровесник города - кафедральный Спасо-Преображенский собор после проведения внешнего и внутреннего капитального ремонта. За три года перед тем средства (18 тыс. руб.), выделенные Думой на построение вокруг собору "приличной" железной ограды, истратили на другие потребности храма.

    Внешний и внутренний вид кафедрального собору - за описанием архитектора А.Шейнса, напечатанного в юбилейном издании городского общественного управления "Одесса. 1794-1894г.: К столетию города" - такой "Собор построен из местного камня, замечательно прочно. Особенной прочностью отличается каменная кладка колокольни со стенами, имеющими в нижних частях более 4 аршина толщины. Колокольня имеет 4 этажа, над ней возвышается восьмигранный пирамидальный, имеющий свыше 10 сажень высоты, гладкий шпиль; интересной конструкции. Фасады собора у входов с фронтонами и дорическими колоннами, такие же пилястры расположены в нижней части колокольни, а в верхних частях выделяются дорические и ионические полуколон-ны. Колокольня заканчивается четырьмя маленькими фронтонами над полукруглыми окнами, где усыновлены часы, и четырьмя вазами по углам, у основания самого шпиля".

    "Внешний вид собора, как сооруженного не по заранее составленному проекту, не может производить вполне благоприятного впечатления пропорциями всей массы сооружения, так, даже при первом взгляде, замечается непропорциональная отдален-ность колокольни от купола церкви. При возведении колокольни отдельно от церкви имелось в виду поместить в нижнем ея этаже самостоятельную церковь, а это не могло быть вследствие появившейся значительной осадки здания, которое пришлось укрепить значительным утолщением стен и заделкой отверстий, чем и объясняется узость прохода в церковь…

    Первое, что поражает при входе в храм - простор и обилие света. Среднее широкое пространство отделяется от боковых, более узких частей стенами с большими просветами, разделенными, в свою очередь, на три части двумя коринфскими колоннами. Потолок средней части - деревянной конструкции, оштукатурен и отделан лепными украшениями. Он имеет вид крестовых сводов с кессонированными арками и с гуртами по рЈбрам. На боковых же частях расположены цилиндрические каменные своды. В других частях церкви потолки плоские, искусно расписаны в подражание рельефным тягам: колонны оштукатурены под белый мрамор; остальные внутренние поверхности окрашены в разные тона, с позолотой в верхних частях. Купол голубой, с большим золотым сиянием…

    Пол в соборе выложен плитами белого мрамора, над крестами же возвышается самостоятельная куполообразная, на колоннах, сень, богато отделанная позолотой. Собор имеет внутри стройный и гармоничный вид и производит самое благоприятное впечатление".

    На то время соборную площадь, ранее очень просторную, открывавшую храм для обзора со всех сторон, застроили большими сооружениями с разностилевыми архитектурными формами. Вследствие на фоне окружающей плотной застройки собор начал казаться слегка приземистым и сжатым. Неприятное впечатление особенно усиливали усечЈнные под баней крыши над боковыми фасадами, которые из-за неудачной штукатурки имели вид ящика, сбитого из досок. Потом, низко над дверьми нависали фронтоны, низкие гладкие стены и полукруглые окна под крышей трапезной... кое в чЈм напо-минали манеж. С восточной стороны стены были совсем гладкие, нечем не обработанные, как в самое простом здании.

    Наклонившаяся вследствие осадки и неправильного строительства колокольня и еЈ шпиль вызывали мнение о возможности обвала. Из-за внешних дефектов, недочетов интерьера во время роста города становились всЈ заметнее. Собор не мог поместить всех парафиян.

    В начале 80-х годов XIX в. для входа в храм официальных лиц в торжественные дне открывались не только главные, но и боковые, южные двери, которые выходили непосредственно на площадь. Их открытие приводило к мощному сквозняку, особенно при сильном ветре. Эти, а также второстепенные недочеты привели общественность к мнению, что Одесский кафедральный собор, несмотря на последний ремонт 1894г., не соответствует своему назначению и его нужно радикально реконструировать.

    Было две возможности - или основать новый собор, или реконструировать старый. ЕщЈ во времена архиепископа Никанора был создан епархиальным архитектором Л.Тодоровым проект перестройки собора из однобанного в пятибанный, который требовал довольно значительных расходов . Это было нецелесообразно и невыгодно.

    Для сооружения нового собора не хватало средств, тяжело было найти соответствующее место. Одесская городская дума предложила соорудить новый собор на площади Куликово поле, однако перенос главного храму из центра города в район, где уже стояли три церкви Афонского двора, было не рационально.

    Таким образом, в 1894-1895гг. городское общественное управление отмечало 100-летие Одессы капитальным ремонтом старого Спасо-Преображенского собора. По решению городской Думы был объявлен двухгодичный сбор средств на реставрацию собора: если собранной сумы будет не хватать, власть обязалась выделить средства из городского бюджета. Так как собрали лишь 12 тыс.руб. (кроме тех 5 тыс., которые обещали одесские купцы при условии настоящей перестройки собора), то решение вопроса о недостатках сооружения путЈм его сноса потеряло свой смысл.

    В начале 1900-х годов соборный причт и староста перед началом работ рассмотрели составленные епархиальным архитектором Л.Прокоповичем планы пристройки тамбуров к северным и южным двери с целью устранения сквозняков, а также давно задуманный бывшим епархиальным архитектором А.Тодоровым эскизный проект полной реконструкции, утвержденный строительным отделом Одесского градоначальника 3 мая 1900г.

    Эскизный проект А.Тодорова после некоторых изменений и дополнений был представлен архиепископу Иустину и общественным деятелям, которые высказали готовность содействовать перестройке храма. Вскоре был создан особый временный строительный комитет под председательством кафедрального протоирей Г.Селецкого, в который вошли также служители собора, архитекторы А.Тодоров, Л.Прокопович и др.





Сведения из историиЭтапы строительстваПрошлое и будущее собора
Этапы воcстановленияСобор и людиПубликации о собореНовости
ПожертвованияБлаготворительные билетыЛюди о собореКнязь Воронцов
Реквизиты "Черноморского православного фонда"Почта фонда
Обращение к предпринимателям
Фотогалерея