Image upload Ebay. загрузка картинок
Сведения из истории
Этапы строительства
Собор и люди
Прошлое и будущее храма
Этапы возрождения
Публикации о соборе
Новости
Пожертвования
Реквизиты фонда
Почта фонда
Фотогалерея
Обращение к предпринимателям Люди о соборе Князь Воронцов


Шестой этап

    Реконструкция собора в 1900-1903гг.

    21 мая 1900г. в присутствии многочисленного духовенства, парафиян и жителей Одессы состоялось торжественное освящение закладки новых стен собору. Комитет осуществлял работы, которые меняли внешний вид собору. В частности, главная баня было снесена и взамен неЈ в 1901г. соорудили новую, выше старой на 7 аршин. Все окна в барабане, а также и в самом храме заменили новыми, значительно большими, вследствие чего, в интерьере стало более светло.

    Колокольню в 1900г. украсили новыми пилястрами, фронтоны с каждого фасада повысили и заменили распределение ярусов. Шпиль значительно расширили в диаметре новой обшивкой из досок, высота сооружения увеличилась на 3 сажени и 2 аршина. Также установили новый железный крест, вдвое больший предыдущего, который совсем расшатался и по размерам никак не соответствовал шпилю. Все работы на колокольне осуществлялись таким образом, чтобы ослабить впечатление еЈ наклонЈнного положения.

    Того же 1900г. расширили трапезную вдоль всего сооружения, для этого разобрали каменные своды и стены боковых нефов, а взамен старых возведены новые стены из кирпич. Свод заменили плоскими потолками, вследствие чего высота и ширины каждого бокового нефа увеличилась на 2 аршина (учитывая толщину старых стен). Одновременно в середине каждого нефа на выступающих пилястрах и полуколоннах установлено по одной малой бане, тем самым композиционно обогащались боковые фасады сооружения. Внутри потолка под банями поднято на высоту потолка среднего нефа.

    В стенах, которые отделяли боковые алтари от среднего и боковых нефов, прорезали широкие арки, в результате чего пространственное сообщение в интерьере собору стало довольно свободным и выразительным. Два алтаря, которые примкнули к стенам с прорезанными арками, стали более высокими. С севера и юга к сооружению пристроили высокие нapтекcы, в одному из которых устроили алтарь с частью иконостаса, а в другом - тамбур, который предотвращал сквозняк. Помимо того, подвальные помещения под нартексом приспособили для жилья сторожей и хранения топлива.

    Из восточного фасада поставлен высокий четырехколонный портик, под которым по центральной оси между огромными окнами устроен киот для большой иконы "Спасителя". Чтобы достичь иллюзорного увеличения высоты сооружения, к стенам между фронтонами и банями сделали парапеты. Все эти пристройки и перестройки выдержаны в духе неоклассицизма. А после выполнения мягкой позолоты гуртов на бане и шпиле храм приобрел довольно величественный вид и целостность.

    Интерьер храма украсили 14 большими гипсовыми киотами, 10 резными из белого мрамора и 2 деревянными с позолотою. В боковых нартексах при главном входе установлены большие, на уровне парадных дверей тамбуры.

    В 1900г. в соборе проведено электрическое освещение, которое предоставляло возможность осветить сооружение и снаружи. А для лучшей очистки воздуха из Лондону получили вентиляционное оборудование системы М.Бойля. В 1906г. установили электрическую сигнализацию по плану и по системе механика Стюрановича. Воду в собор провели по городскому водоводу, сооружение также подключили к городской канализационной сети.

    Все старые печи под зданием взломали, взамен них в 1900г установили калориферы, значительно большие за объЈмом от печей. Поэтому нужно было углубить и расширить камеры, где размещались "амосовские" печи. Тепло в храме поддерживалось печами, отопляемыми коксом. Их сделали в нартексах и в боковых алтарях.

    Основные работы последнего обновления Спасо-Преображенского собора были закончены в 1903г. и приурочены к храмовому празднику 6 августа. По окончанию реконструкции собор получил более целостный архитектурный образ, его части довольно органично объединялись классицистическими ордерными формами, а своей монументальной массой он доминировал в округе площади.

    Очень приятное впечатление производил интерьер собора, здесь было много пространства, света, воздуха. Новая лепная отделка, резьба, окраска сводов и потолков в спокойные цвета матовой восковой краской, умеренная позолота всех тяг и рельефных элементов, много икон в прекрасных киотах , светлый мрамор цокольных частей на стенах и полу, обновлЈнные иконостасы и иконы - всЈ это вызывало чувство особой приподнятости.

    В соборе собралось значительное количество драгоценностей. Так, в главном алтаре престол с рельефными вставками был из чистого серебра (изготовленный в Москве в 1853г. на средства купца М.Лашина). К алтарю в бане - серебряное изображение св. Духа в виде голубя в полЈте; в киоте на горному месте - большая запрестольная икона св.Троицы кисти французского художника Леруа, написанная в 1889г. в Париже на заказ парафиянки Л.Чевран.

    Большие иконы мраморного иконостаса были выполнены в мастерских Троице-Сергиевой лавры. На обеих половинах царских врат - иконы евангелистов, в середине - овальная икона Благовещение пресвятой Богородицы в серебряной чеканенной позолоченной ризе, а над царскими вратами - в круглой резной раме икона с изображением Тайной вечери.

    В левому клиросе в киоте находился большой крест из красной меди. Он имел историческое значение, потому что был изготовлен на средства воинов, которые в 1854г. отправлялись на войну, бросали монеты на Соборную площадь во время молебна при прохождении войск. Между правым клиросом и южными дверьми - большой киот, сооруженный на средства П. и. У.Степановых - почЈтного гражданина и его жены. Здесь находилась чудотворная икона Касперовской Богоматери. С другой стороны двери - мраморный киот, где находилась старинная икона св. Николая Чудотворца. Считали, что эта икона из деревянной временной церкви, предшественницы собора. Рядом была старая икона Казанской Богоматери.

    Напротив этого киота в левому клиросе находилась могила архиепископа Херсонского, Таврического и Новороссийского Иннокентия (Борисова). В правому клиросе бокового алтаря - могила архиепископа Херсонского и Одесского Иоаникия (Горского) - в левому - могила архиепископа Никанора (Бровковича). В середине трапезной церкви, направо - могила Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора, наместника Кавказа М.Воронцова. Памятник на этой могиле исполнен из темно-серого мрамора, на плите золотом надпись "Генерал-фельдмаршал, князь Михаил Семенович Воронцов, родился 19 мая 1789 года, скончался 6 ноября 1856 года". На стене, рядом с могилой князя - турецкое знамя, подаренный собору в 1828г императором Николаем I. Под знаменем, на позолоченной медной доске - "Высочайший" рескрипт на имя М.Воронцова, датированный 18 мая 1828г. Возле этой же стены - могила жены князя К.Воронцовой (1792 - 1880гг.) С левой стороны трапезной, напротив могилы кн. М.Воронцова, могила архиепископа Димитрия (Муратова).

    Кроме капитальной перестройки соборного сооружения и окраски внутренних стен, а также позолоты всех лепных элементов, были обновлены и заново позолочены иконостасы, иконы, серебряные ризы и различная церковная утварь. В восьмиграннике под колокольней две двери, направо находилась кладовая собора, налево - помещение, где хранились одежда певчих хора из Харьковской губернии.

    Кроме того, был водружен большой колокол на 3/2 аршина и закреплЈн на железных тавровых брусах, которые заменили деревянные, сделаны цементные полы, деревянные ступени заменены на железные, устроен громоотвод, установлены новые часы фабрики Винтер из Петербурга.

    После окончания работ был подан детальный отчет об израсходованных средствах. В целом, реконструкция Спасо-Преображенского о собора в 1900-1903гг. стоила около 216 тыс.руб., которые поступали из нескольких источников: собранные в 1894-1896гг. по подписке (15587 руб.); от одесского купечества (5000 руб.); по подписному листу во время перестройки собора (12000 руб.); от Одесского городского кредитного общества (15900 руб.); от Одесского городского общественного управления (78624 руб. 75 коп .) и так далее.

    Следовательно после капитальной перестройки кафедральный собор в Одессе был одним из наибольших на Украине, в нЈм свободно размещалось 12 тыс. человек. В центре Соборной площади в начале нашего века находился "малый" фонтан с цистерной, которая принадлежала собору. Его построил одессит Г.Завадский по просьбе архиепископа Иннокентия. Около фонтана происходило водоосвящение, а позже цистерна служила хранилищем холодной воды для перехожих, особенно для прочан.





Сведения из историиЭтапы строительстваПрошлое и будущее собора
Этапы воcстановленияСобор и людиПубликации о собореНовости
ПожертвованияБлаготворительные билетыЛюди о собореКнязь Воронцов
Реквизиты "Черноморского православного фонда"Почта фонда
Обращение к предпринимателям
Фотогалерея