Image upload Ebay. загрузка картинок
Сведения из истории
Этапы строительства
Собор и люди
Прошлое и будущее храма
Этапы возрождения
Публикации о соборе
Новости
Пожертвования
Реквизиты фонда
Почта фонда
Фотогалерея
Обращение к предпринимателям Люди о соборе Князь Воронцов


Введение

    Утраченный Одесский кафедральный Спасо-Преображенский собор - синтез творчества выдающихся архитекторов и художников, которые работали над ним более века (1795 - 1903гг.), создав сложное архитектурное сооружение. Собор был не только культовым зданием, но и монументальным мемориальным комплексом - местом захоронения одесских архипастырей, Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора князя М.Воронцова и его жены.

    Первоначально храм имел в плане вид равнораменного креста и завершался огромной баней. После присоединения к нему пределов трапезной и колокольни и вследствие неоднократных достроек сооружение приобрело в плане форму вытянутого латинского креста. По проекту собор расположен в самом центре города, на просторной площади, которая приобрела соответствующее название - Соборная площадь. Величественный силуэт храма хорошо воспринимался на большом расстоянии. Он стал центральным сооружением, соединяя архитектурные ансамбли Одессы.

    О Спасо-Преображенском соборе в своЈ время было опубликовано немало трудов исторического и популярного характера, ряд юбилейных изданий к 100-летию одесского храма. Благодаря исследованиям многих авторов сооружение оказалось довольно хорошо изученным объектом. Раскрыто и выдающуюся роль собора в застройке одной из главных магистралей города - Преображенской улицы, и в процессе строительства Одессы.

    Но несмотря на совершенство изучения памятника есть очень важные аспекты, которые не были затронуты исследователями. В частности, осталось неопределЈнным значение архитекторов, которые создавали сооружение, в развитии отечественных школ ампира, неоренесанса и неоклассицизма. Приводится также немало новых сведений об истории строительства, о которых можно узнать лишь по архивным источникам.

    Здание Спасо-Преображенского собора в Одессе при всей национальной самобытности отразило общие черты, присущие архитектуре эпохи и стилевому развитию европейского зодчества. Храм принадлежал к тем памятникам ампира, которые особенно интересны для специалистов. В ряде признаков планировки и объЈмной композиции Спасо-Преображенского собора можно отметить стремление воссоздать связь с архитектурами балканских стран, в частности, с зодчеством Греции, откуда распространилось православие.

    Как его создавали? Как закладывалось это величественное сооружение - жемчужина южного города Одессы?

    Первые исторические сведения об Одесском кафедральном соборе встречаем на "плане города Хаджибея", позже названом Одессой, составленным инженером-полковником Ф.Деволаном, одобренным вице-адмиралом И.Дерибасом и графом П.Зубовым 27 мая 1794г., утвержденным императрицей Екатериной II. План города и порта предусматривал создание четырЈх гаваней и четырЈх церквей. Должны были соорудить церкви "русскую, греческую, военную и католическую", а именно: первая церковь во имя Святителя Христова Николая для граждан русской нации и собор на главной площади, вторая - во имя св.Троицы для жильцов греческой нации на Греческому форштадте, третья - во имя св.Екатерины для военных около Военной гавани и четвЈртая - в имя св. князя Александра Невского в крепости.

    Однако к августу 1794 г. ни одного из одесских храмов, намеченных Ф.Деволаном по плану, не было заложено. И только 22 августа 1794г. митрополит Екатеринославский, Херсонский и Таврический, а впоследствии и Киевский, Гавриил (Бнулеско-Бодони) в присутствии И.Дерибаса торжественно освятил основание Одессы и отведЈнное место для строительства первого "временного" храма во имя святителя Николая Мирликийского.

    Временную небольшую деревянную Николаевскую церковь, сооруженную "наспех" за "монаршие щедроты ", освятил в январе 1795г. Екатеринославский архиепископ Платон. Однако эта церковь не соответствовала грандиозному размаху строительства Одессы, не могла удовлетворить и насущные потребности общественности города.

    Застройка Одессы и история создания собора в дальнейшему связанная с именами тогдашних столичных и местных зодчих. Это - Викентий Ванрезант, Франсиско Фраполли, Жан Тома де Томон, Федор Шестаков, Джованни Фраполли, Франц Боффо, Джорджо Торричелли, Иван Козлов, Франциск Моранди, Александр Шашин, Феликс Гонсиоровский, Николай Толвинский, Аркадий Тодоров, Лев Прокопович и другие.





Сведения из историиЭтапы строительстваПрошлое и будущее собора
Этапы воcстановленияСобор и людиПубликации о собореНовости
ПожертвованияБлаготворительные билетыЛюди о собореКнязь Воронцов
Реквизиты "Черноморского православного фонда"Почта фонда
Обращение к предпринимателям
Фотогалерея