Image upload Ebay. загрузка картинок
Сведения из истории
Этапы строительства
Собор и люди
Прошлое и будущее храма
Этапы возрождения
Публикации о соборе
Новости
Пожертвования
Реквизиты фонда
Почта фонда
Фотогалерея
Обращение к предпринимателям Люди о соборе Князь Воронцов


Третий этап

    Строительство трапезной церкви в 1842-1849 гг.

    Уже в 30-е годы XIX в. обнаружилось, что для торжественных архиерейских служб здание Одесского Спасо-Преображенского собора с точки зрения соборного духовенства, "обширная, довольно снаружи и внутри, украшенная... далеко не великолепна", в зимнее время в ней было "холодно", а проводить службы - "неудобно", в летнее - "недостаточна к помещению прихожан", особенно когда в часы больших праздников и торжественных дней происходит парад войск, "бедна и утварью и ризницей", и даже иконописными изображениями.

    Следовательно, с первых дней своего прибытия в Одессу архиепископ Гавриил одним из главных заданий считал - "ремонтировать кафедральный Преображенский собор снова и капитально расширить его, насколько возможно, перестроить его так, чтобы он действительно отвечал своему новому назначению".

    Это была наибольшая реконструкция собора, которая определила направления работ, направленных на соединение храма с колокольней путЈм сооружения широкой галереи - трапезной церкви и тем самым создание единою целого. Такой капитальной реконструкции ещЈ не было. Все средства собора шли теперь на сооружение соборной трапезной.

    1839г. в истории храма отмечен как год поиска необходимых ассигнований, обсуждение проектного задания, обдумывания последовательности и очереди действий. Средства для нового здания получали путЈм жертвований частных лиц, с церковных сумм и городских прибылей, которые составили общую сумму 37520 руб.

    К середине 1840г. план капитальных работ по собору в конце концов определился. К перестройке архиепископ Гавриил привлек внимание губернской и городской власти, заказал проект расширения собора, наметил план и источники получения и пополнения средств и подал в Синод обоснования и чертежи тЈплой трапезной церкви.

    Как свидетельствуют опубликованные и некоторые архивные данные, проект трапезной, разработанный петербургским зодчим Д.-Г.Гейденрейхом, был рассмотрен и откорректирован в 1841г. в Комиссии проектов и смет Министерства внутренних дел Д Висконти и О.Руской. Получив этот проект, архиепископ убедился в целесообразности своих действий и их одобрении в столице. 29 июня того самого 1841г. Синод разрешил строительство, приказав " чтобы предприятие сие исполнено было по фасаду, составленному в комиссии проектов...", и в дальнейшем, на протяжении девяти лет поддерживал перестройку собора.

    ЕщЈ раньше, 28 февраля 1841г., обер-прокурор Синода граф Протасов известил Гавриила, что "Высочайше повелено отпустить из доходов Одессы на улучшение Преображенского собора 2860 руб. серебром безвозвратно и 1430 заимообразно".

    Строительство соборной трапезной решили начать осенью 1842г. 12 июля 1842г. был заложен тЈплый придел на всем протяжении между храмом и колокольней. Через год М.Воронцов предложил архиепископу использовать, если требуется, сверх ассигнованной от города сумму и те 10 тыс.руб., которые получили на сооружение церкви в пригороде Пересыпи. Гавриил решил, однако, обойтись без субсидий.

    Кстати, кроме 4390 руб., полученных из городских прибылей, собор имел и собственный капитал в размере 9870 руб. Все черновые строительные работы выполнялись на общую сумму 32500 руб. Процесс происходил следующим образом.

    Всю зиму 1841-1842гг. заготовляли материалы. Было решено "...не всЈ здание тЈплого отделения церкви начинать постройкой вдруг, а разделить оное на две части, а именно: ныне и притом немедленно заложить и строить только ту часть теплой церкви, которая будет занимать пространство почти в 11 саж., между колокольней и колоннами нынешней паперти; а остальную часть, мерой в длину около 9 саж. оставить до другого времени".

    Весна 1842г. прошла в переговорах с подрядчиками. 17 июня соборный причт утвердил контракт с подрядчиком М.Теребенниковым, который обязался: "По представленным фасаду и плану построить тЈплую церковь; для сей работы иметь способных и наилучших каменщиков, ...кончить каменную кладку в нынешнее лето и осень; ...под стены, под колонны, словом под всЈ новое строение вырыть рвы, шириной и длиною в таком пространстве и мере, чтобы строение не подверглось никакой разрушения опасности..., рвы забутить крепким камнем - булыжником и плитняком..., отломать от старой части собора старую постройку..., де следует употребить железные связи". Следовательно подготовительные работы длились полтора года.

    Чтобы получить представление о размерах сооружения, наведен рапорт соборного причта, исполненный в ноябре 1843г. "Заложенная в июне ...теплая церковь каменным строением во всех частях возведена окончательно и покрыта железом, загрунтованным под зеленную краску. В верхних ярусах, устроенных при входах в церковь... или притворов, равно как и на хорах с ними смежных полы вымощены досками, а верхи... под хорами подшиты под штукатурку. Из предположенных двух лестниц, по которой входить туда, одна уж окончена. Над лестницами для света сделаны фонари. Перед входами в церковь вымощены триестскими плитами две площадки, каждая о двух степенях. В самих входах повешены двери, снабженные замками и другим прибором. Во всЈ окна вставлены рамы, кои в верхних полукруглых набраны стеклами, нижние же венецианские окна кроме рам снабжены железными решетками." Новое сооружение за желанием В.Воронцова было покрыто краской "дикого" цвета.

    Зимой через полное отсутствие средств все работы внутри собора прекратились.

    27 июня 1844г. ключник и церковный староста И.Знаменский докладывали архиепископу Гавриилу, что "... деревянная постройка сводов... в новосооруженной церкви кафедрального собора приходит к окончанию". Она осуществлялась мастером из Калужской губернии А.Казаковым за 200 руб. серебром. Затем просят разрешения "...в настоящее лето оштукатурить своды во всем здании до карнизов, хоры, потолок под ними и своды в круглых приделах, устроенных с обеих сторон подъезда". Изготовление сводов обследовал исполняющий обязанности городского архитектора К.Даллаква, который нашЈл их "прочными".

    В 1845г. было наказано купить у "Скулича на пол во вновь пристраевымых приделах 500 плит белого мрамора". Наконец в 1846г. архиепископ утвердил контракт с мастерами мраморной, живописной, плотничной и железной работ. Того же года Одесский строительный комитет выписал из Италии 1500 мраморных плит для пола в боковом пределе.

    К началу 1848г. внутреннее оборудование всей нововыстроенной средней части закончилось. Были завершены и два алтаря, там где трапезная примыкала к стенам храма. 3 февраля 1848г. Гавриил открыл в них службу, освятив правый алтарь в имя богоприемника Симеона и Анны пророчицы, а левый - 25 сентября того самого года во имя св. Афанасия и Сергия Радонежского.

    Отмечалось: "Постройка сия и внутренняя отделка, стоящие более 100000 рублей ассигнациями сделаны за счет соборных свечных доходов и доброхотных пожертвований". Первый алтарь сооружен на средства строителя колокольни, почЈтного гражданина С.Андросова, второй - на средства А.Джунковского. Последний алтарь в давность называли греческим, потому что по праздничным дням в нЈм греческое духовенство служило эллинской речью.

    Следовательно, строительство трапезной церкви было законченно в 1846г., а отделочные работы в интерьере завершены в феврале 1849г. Если сравнить сооружения первых десятилетий XIX ст. и середины века, то последняя стала почти втрое длиннее. Новая трапезная соединила старый храм и новую колокольню, вследствие чего длина всего сооружения теперь достигала 48 саженей и 7 аршин, ширина - 19 саженей и 2 аршина, а высота от земли до креста на бане - 23 с половиной сажени. Собор мог вместить 5-6 тысяч человек.

    Однако из-за достройки трапезной собор кое-что потерял в своем первоначальном виде. Всеми были признаны такие недочеты: слишком строго выдержана прямолинейность, отсутствие бывшей изысканности и малая высота сравнительно с длиной. Внешний вид собора после достройки "даже неопытному глазу" свидетельствовал о том, что строители руководствовались техническими решениями, а не архитектурными поисками. Сооружение состояло из трЈх частей, чем и объяснялась его удлиненная форма. Следовательно, новая часть здания в духе неоренесанса не очень увязывалась и совсем не гармонировала с основным храмом, который хранил признаки ампира.

    Внутренний вид Одесского кафедрального собора 1849г. тоже не производил впечатление. "Входившему западными дверьми храм был виден, как бы через узкое окно. По открывающейся в просвете дали хотелось увидеть здание обширнее и великолепное. Несколько шагов вперЈд, и храм действительно открывался во всех частях, во всех размерах: обширный светлый храм, достойный имени собора. Но старый колорит стен, недостаток икон, отсутствие паникадил и стенной живописи быстро охлаждали искусственно возбужденное ожидание...".

    Пристроенная часть собора требовала дальнейших работ. Основная часть, построенная 40 лет назад, успела потемнеть и закоптиться. И как результат, внешний вид здания "как не сооруженного одновременно и по одному проекту" не производил нужного впечатления из-за стилевой несогласованности и дисгармонии пластических форм.

    24 февраля 1848г. на Херсонскую кафедру был переведен Харьковский архиепископ Иннокентий (Борисов, 1848-1857гг.). Именно при нЈм архитектор Ф.Моранди сделал самое тщательное обследование сооружения. Обнаружилось, что выполнение исполнение разновременных зданий - недостаточно. Чтобы гармонизировать сложный архитектурный организм считалось целесообразным, даже необходимым, увязать соотношение главного храма с внутренней колоннадой, которая отделяла боковые алтари от среднего нефа, а также трапезной и колокольни.





Сведения из историиЭтапы строительстваПрошлое и будущее собора
Этапы воcстановленияСобор и людиПубликации о собореНовости
ПожертвованияБлаготворительные билетыЛюди о собореКнязь Воронцов
Реквизиты "Черноморского православного фонда"Почта фонда
Обращение к предпринимателям
Фотогалерея