Image upload Ebay. загрузка картинок
Сведения из истории
Этапы строительства
Собор и люди
Прошлое и будущее храма
Этапы возрождения
Публикации о соборе
Новости
Пожертвования
Реквизиты фонда
Почта фонда
Фотогалерея
Обращение к предпринимателям Люди о соборе Князь Воронцов

Проект интерьера нижнего храма Одесского кафедрального Спасо-Преображенского Собора

    Черноморским православным фондом проводится публичное обсуждение проекта интерьера нижнего храма Одесского кафедрального Спасо-Преображенского собора. Экспозиция, в которой представлен проект интерьера, будет открыта с 12 июля по 2 августа в колокольне собора на Соборной площади. Одесситы смогут высказать свои мнения и пожелания в специальной книге отзывов, а также, по вторникам и четвергам с 17.00 до 18.00 встретиться с авторами проекта.

    02.07. 2003 года, под руководством Одесского городского головы Р.Б. Боделана, в Одесском кафедральном Спасо-Преображенском соборе состоялось рабочее совещание по обсуждению проекта интерьера молельного зала и алтаря нижнего храма.

    О результатах работы сообщил руководитель творческого коллектива проектировщиков собора, кандидат архитектуры, доцент Мещеряков В.Н.

    В разрушенном в 1936 г. соборе нижнего храма не было. Необходимость его устройства вызвана современными требованиями к объемно-планировочному решению кафедрального собора и согласована в установленном порядке.

    На формирование объемно-планировочного и декоративно-художественного решения интерьеров храма в большой степени повлияла архитектура воссоздаваемого собора.

    В основу проектного решения было положено изучение опыта строительства, отделки, убранства и эксплуатации объектов-аналогов, имеющиеся иконографические, исторические и библиографические материалы.

    Под основным молельным залом и алтарями верхнего храма расположены помещения нижнего храма. Эта часть здания, кроме двусветного молельного зала, алтаря и братской, включает в себя расположенные по периметру два этажа высотой по 3 м с помещениями воскресной школы, помещениями для администрации, персонала, священнослужителей, крестильнями, трапезной, хорами и т.п.

    Интерьер верхнего храма Собора, который будет воссоздаваться по имеющейся иконографии и описаниям, был выполнен в академическом стиле. Это был храм духовный, возвышенный, светлый и просторный.

    До начала работ по интерьерам нижнего храма, по благословению его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Митрополита Одесского и Измаильского АГАФАНГЕЛА, было принято решение запроектировать его убранство в каноническом стиле, а образ самого нижнего храма сделать физическим, земным, телесным, сакральным. В нижнем храме возможно перезахоронение останков выдающихся личностей, ранее захороненных в разрушенном Соборе. Для этого можно использовать ниши, образуемые пилонами.

    Первоначально проектом предусматривалось устройство в нижнем храме декоративных арок и сводов из армоцемента, по форме напоминающих арки и своды нижнего храма Успенского собора на ул.Преображенской в г. Одессе. Однако, учитывая то, что несущие балки по просьбе строителей выполнены из металла, который может корродировать в закрытом пространстве и доступа к этим балкам не будет, было принято решение отказаться от устройства армоцементных арок и сводов. Повлияло на принятие такого решения также то, что в случае их устройства, объем молельного зала и алтаря уменьшался на 1/3, что крайне нежелательно в случае присутствия на праздничных службах большого количества людей.

    В результате исследований и обмена опытом с коллегами из Киева, Москвы и Санкт-Петербурга, архитекторами определены основные принципы декоративно-художественной отделки Собора, в том числе его нижнего храма.

    Неудачный опыт размещения произведений живописи непосредственно на оштукатуренных стенах Исаакиевского собора и других храмов привел проектировщиков Храма Христа Спасителя к решению, при котором масляный живописный слой наносится на поверхность декоративной конструкции, отстоящей от несущих конструктивов здания. Пространство между этими конструкциями вентилируется, в нем размещены датчики температурно-влажностного режима. Такое решение допускает возможность использования масляной живописи и предотвратит разрушение декоративного слоя и выход влаги и солей на живописную поверхность.

    Для Одесского кафедрального Спасо-Преображенского собора в качестве основания, на которое будет крепиться гипсовый декор и наноситься живописный слой, рекомендуется использовать влагостойкий гипсокартон или влагостойкую фанеру на каркасных системах. Это высококачественный и сравнительно дешевый материал, который может служить хорошим основанием для масляной живописи. Применение таких систем обеспечивает воздушную проветриваемую прослойку между поверхностью с живописным слоем и конструкциями стен, пилонов, балок и перекрытий.

    Настоятель Спасо-Преображенского кафедрального собора Митрополит АГАФАНГЕЛ выразил желание принимать личное участие в разработке проекта интерьера и в работах по благоукрашению Святыни. Он также благословил нижний храм освятить в честь святителя Иннокентия (Борисова), Одесского чудотворца, принимая во внимание его исключительно плодотворную деятельность на Одесской кафедре, неустанную заботу о Церкви Божией, архипастырскую душепопечительность о спасении народа Божия, огромный вклад в области богословского образования, учреждение духовно-учебных заведений и особенно народных школ.

    В результате консультаций с представителями Одесской Митрополии Украинской Православной Церкви, изучения опыта и проведения переговоров со специалистами по художественному убранству Храма Христа Спасителя, принято решение использовать в отделке нижнего храма Одесского кафедрального Спасо-Преображенского собора каноническую Православную живопись, системы традиционных плоских и объемных орнаментов времен Киевской Руси и Византии. В каноническом же стиле будет решен Иконостас нижнего храма.

    После согласования принципиального решения проекта интерьеров, его визуализации и подготовки подробного задания, будет проведен международный конкурс среди мастеров живописи и прикладного искусства на выполнение предусмотренных проектом работ.

    При выполнении внутреннего живописного убранства Храма Христа-Спасителя (общая площадь 23000 кв.м.), которое было исполнено за 8 месяцев и в котором единовременно участвовали до полутысячи художников с различными манерами и техниками живописи, перед руководителями и членами Комиссии и Координационной группы специалистов по художественному убранству Храма встала задача объединения выполненных церковных живописных сюжетов в единый ансамбль. Решена эта задача была путем использования различных орнаментов, традиционных для оформления Православных церквей.

    Поэтому авторами настоящего проекта было решено основным декоративно-художественным приемом, объединяющим живописные произведения в единую систему, - принять орнаменты времен Киевской Руси и Византии.

    Учитывая то, что формирование образа Нижнего храма строится на основах канонической Православной живописи, декора и убранства, по рекомендациям консультантов, в качестве объектов-аналогов были избраны различные объекты, использование архитектурно-художественных приемов и элементов которых наиболее приемлемо для проектируемых интерьеров.

    В качестве основного источника использован альбом "История русского орнамента Х-ХVI веков", впервые изданный московским Строгановским училищем технического рисования в 1870 году, переизданный в 1997 году. В составе альбома представлены 100 цветных таблиц с образцами орнаментов самобытного национального стиля, которые почерпнуты из древних рукописей, греческих и славянских. Орнаменты предлагаются данным изданием "как подручный архив идей и материалов для всякого рода орнаментовки - живописной, ваятельной, резной, чеканной, по металлу, кости, дереву, камню, для глиняных и стеклянных изделий, тканей, обоев, переплетов и всякого рода утвари и вещей, требующих изящества формы и украшения". В издание включены славяно-русские орнаменты только XI-XVI столетий, и - небольшое количество византийских орнаментов, которые предлагаются в основном для сравнения. Рукописные подлинники орнаментов находились в Синодальной библиотеке Москвы, в библиотеках Чудова монастыря, в ризницах Архангельского собора, в Троице-Сергиевой лавре, в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре, других архивах.

    Среди оригинальных источников - Евангелия VII, VIII, IX, X и более поздних веков, древние рукописи и т.п.

    Также использован предоставленный инженером-консультантом проекта В.Г. Борисовым сборник Византийских и Древнерусских орнаментов, собранных и рисованных князем Г.Г. Гагариным (50 таблиц, издание 1887 г.). В предисловии к данному изданию князь Г.Г. Гагарин писал: "Византийское искусство применяется, как к самым величественным зданиям, так и к самым скромным и простым, - оно исполнено грации и живописности. Никакой другой стиль не соответствует столько церковному, по своей простоте и изящности; он столь же декоративен, как и исполнен христианского величия". Из этого же издания взята за основу капитель (илл. XXI) из собора Св. Марка в Венеции.

    Ствол декоративной витой пилястры-колонны и ее база запроектированы на основе ордеров из иконостаса Никольской церкви на Преображенском кладбище в Москве. Данный иконостас выполнен в каноническом стиле ("Православные храмы Москвы", издание московской Патриархии 1988 г., стр. 139).

    Приточные вентиляционные отверстия в стенах нижнего храма закрываются орнаментированными золочеными металлическими решетками, задняя часть которых зашивается металлической сеткой.

    Места для размещения изображений святых и церковных сюжетов выбирались исходя из имеющегося объемно-пространственного решения нижнего храма, а также опыта проектирования и строительства Православных церквей.

    Учитывая то, что Нижний храм решается в каноническом стиле, были использованы источники с примерами канонической иконописи, как из собственного архива, так и представленные консультантами. Основные из них:

    1. "История иконописи VI-XX века", коллектив авторов, Москва, "АРТ-БМБ" 2002. Книга рекомендована Учебным Комитетом Русской Православной Церкви в качестве учебного пособия;
    2. "Православные храмы Москвы", издание московской Патриархии 1988 г.;
    3. Библия. Издание Московской Патриархии, 1988 г.;
    4. Настольная книга священнослужителя, т. 8;
    5. "Троицкие листки. Духовно-нравственное чтение для народа. Листки по Евангелию от Матфея". Типография свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1896-1899. Репринтное издание.

    Плафон нижнего храма состоит из плоскостей потолка и балок. Стык балок и плоскости потолка декорируется гипсовой падугой с нанесением орнамента и золочением.

    Плоскость потолка декорируется орнаментом в виде золоченой сетки с золочеными же восьмиконечными звездами на голубом фоне. Этот прием используется для визуального увеличения высоты нижнего храма. Бликование при различном освещении золотых сетки и звезд создает впечатление переднего плана, при этом матовая голубая плоскость потолка становится пространственно удаленной и формирует второй план.

    На потолке перед иконостасом размещается живописное произведение "Спас в силах", которое вписано в форму круга, отороченного по периметру объемным орнаментом. "Спас в силах" - тип изображения Иисуса Христа на престоле на фоне красного четверика в окружении небесных сил, символов евангелистов.

    Поверхности балок декорируются объемным орнаментом. На нижней плоскости балок размещаются ряды сходящихся к центру 40 вписанных в круг икон с каноническим изображением святых, перечень которых должен быть определен Епархией.

    Для открытия со стороны главного входа вида на центральную часть иконостаса с Царскими вратами, паникадила размещаются по бокам от центральной оси храма.

    За основу орнаментального решения пола принята композиция пола Храма Христа Спасителя в Москве (по материалам В.Г. Борисова). При этом орнамент имеет вид объемного, т.к. использован прием сочетания контрастных цветов естественного камня.

    В связи с большой протяженностью пола по продольной оси, он визуально разбит поперечными членениями орнаментов.

    Пол предполагается выполнить из полированной плитки естественного камня. Отражение декора в полированной плитке и использование объемного орнамента позволит визуально увеличить высоту помещения.

    Наиболее декоративно насыщенными являются стены и пилоны нижнего храма. На верхней части стен, под потолком, размещаются канонические изображения сюжетов на темы церковных праздников (вариант - фигуры святых Киево-Печерской Лавры и местночтимых святых). Масляная живопись с ликами святых выполняется на матовом золотом фоне, по аналогии с традиционными иконами.

    Ниже размещаются золоченые декоративные решетки, закрывающие приточные вентиляционные отверстия.

    Арки с замковыми камнями отделываются по аналогии с колоннами-пилястрами и зеркалами - венецианской штукатуркой "под малахит".

    В отделке используются орнаменты.

    В нишах, образуемых пилонами, возможно размещение киотов с иконами, саркофагов, Святого распятия и надгробий.

    На зеркалах пилонов возможно размещение икон, подаренных Храму прихожанами.

    Проектом предусмотрено заполнение дверных проемов декоративными дверьми индивидуального изготовления.

    За основу проектного решения иконостаса нижнего храма, по рекомендации консультанта проекта архимандрита Алексия (Грохи), взят эскиз иконостаса Благовещенского Синодального подворья в Санкт-Петербурге, выполненный гражданским инженером В.А. Косяковым, приведенный на стр. 257 "Архитектурной энциклопедии второй половины XIX века" Г.В. Барановского, том I, "Архитектура вероисповеданий".

    Для заполнения проемов иконостаса предусмотрен набор икон с традиционными сюжетами:

  • над Царскими Вратами - Тайная Вечеря;
  • на Царских Вратах - Евангелисты;
  • слева от Царских Врат - Божия Матерь;
  • справа от Царских Врат - Спас на Престоле;
  • на боковых дверях - Архангелы Михаил и Гавриил;
  • крайняя правая икона - святитель Иннокентий (Борисов), Одесский чудотворец;
  • крайняя левая икона - по согласованию.

    Иконостас выполняется из фанеры различной толщины, на деревянном каркасе.

    Объемные декоративные орнаменты на подвижных частях иконостаса (Царские врата, боковые проходы) вырезаются из липы. На неподвижных плоскостях иконостаса резной декор может выполняться из гипса. При этом моделями служат вырезанные из липы орнаменты.

    Иконостас отделывается и окрашивается по традиционной технологии с нанесением позолоты.

    Для предотвращения "эффекта самовара" живописные поверхности с позолотой после полного высыхания покрываются по специальной технологии.

    В интерьерах используется традиционная для Православных храмов утварь - аналои, подсвечники, бра, паникадила, киоты.

    Образцами-аналогами послужила утварь из "Архитектурной энциклопедии второй половины XIX века" Г.В. Барановского, том I, "Архитектура вероисповеданий".

    Освещение играет большую роль в формировании любых интерьеров, в том числе и интерьеров храмов.

    Молельный зал нижнего храма имеет естественное освещение через два оконных проема размером 2,4 х 2,7 (h) метра.

    Через оконные проемы предусмотрен отток воздуха, для этого верхняя часть витражей запроектирована открывающейся, с использованием пульта дистанционного управления.

    Для искусственного освещения молельного зала нижнего храма использованы 16 паникадил, 36 бра и 2 прожектора направленного действия для подсветки иконостаса.

    Паникадила подвешиваются к балкам, по бокам от центральной оси зала и иконостаса. Этот прием использован для того, чтобы не перекрывать вид на Царские врата и их завершение со стороны главного входа.

    В.Н. Мещеряков

    член правления Черноморского Православного фонда, кандидат архитектуры, доцент.

    ВЫСКАЗАТЬ МНЕНИЕ






Сведения из историиЭтапы строительстваПрошлое и будущее собора
Этапы воcстановленияСобор и людиПубликации о собореНовости
ПожертвованияБлаготворительные билетыЛюди о собореКнязь Воронцов
Реквизиты "Черноморского православного фонда"Почта фонда
Обращение к предпринимателям
Фотогалерея