Image upload Ebay. загрузка картинок
Сведения из истории
Этапы строительства
Собор и люди
Прошлое и будущее храма
Этапы возрождения
Публикации о соборе
Новости
Пожертвования
Реквизиты фонда
Почта фонда
Фотогалерея
Обращение к предпринимателям Люди о соборе Князь Воронцов

Нижний храм Одесского кафедрального Спасо-Преображенского собора

    2 июля под руководством Одесского городского головы Р.Б.Боделана в Одесском кафедральном Спасо-Преображенском соборе состоялось рабочее совещание по обсуждению проекта интерьера молельного зала и алтаря нижнего храма. Докладывал руководитель творческого коллектива проектировщиков, кандидат архитектуры, доцент В.Н. Мещеряков, статью которого мы сегодня публикуем.

    На формирование объемно-планировочного и декоративно-художественного решения интерьеров храма в большой степени повлияла архитектура воссоздаваемого собора. В основе проектного решения лежит изучение опыта строительства, отделки, убранства и эксплуатации объектов-аналогов, имеющиеся иконографические, исторические и библиографические материалы.

    Под основным молельным залом и алтарями верхнего храма расположены помещения нижнего храма. Эта часть здания, кроме двусветного молельного зала, алтаря и братской, включает в себя расположенные по периметру два этажа высотой по 3 метра. Здесь будут располагаться воскресная школа, крестильни, трапезная, хоры, а также помещения для администрации, персонала, священнослужителей и т.п.

    Интерьер верхнего храма собора воссоздается по имеющейся иконографии и описаниям (в свое время он был выполнен в академическом стиле и являл собой храм духовный, возвышенный, светлый и просторный). Интерьер же нижнего храма решено проектировать в каноническом стиле, а образ самого нижнего храма сделать физическим, земным, телесным, сакральным. Здесь возможно перезахоронение останков выдающихся личностей, ранее захороненных в разрушенном соборе (для чего использовать ниши, образуемые пилонами).

    В результате обмена опытом с коллегами из Киева, Москвы и Санкт-Петербурга архитекторы определили основные принципы декоративно-художественной отделки собора, в том числе его нижнего храма

    Неудачный опыт размещения произведений живописи непосредственно на оштукатуренных стенах Исаакиевского собора и привел проектировщиков храма Христа Спасителя к решению наносить масляный живописный слой на поверхность декоративных конструкций, отстоящих от несущих конструктивов здания. Пространство между конструкциями вентилируется, в нем размещены датчики температурно-влажностного режима, что предотвращает разрушение декоративного слоя и выход влаги и солей на живописную поверхность.

    Для Спасо-Преображенского собора в качестве основания, на которое будет крепиться гипсовый декор и наноситься живописный слой, рекомендуется использовать влагостойкий гипсокартон или фанеру на каркасных системах. Этот высококачественный и сравнительно дешевый материал может служить хорошим основанием для масляной живописи

    В результате многочисленных консультаций принято решение использовать в отделке нижнего храма Спасо-Преображенского собора каноническую православную живопись, системы традиционных плоских и объемных орнаментов времен Киевской Руси и Византии. В каноническом же стиле будет решен иконостас нижнего храма.

    После согласования проекта интерьеров, его визуализации и подготовки подробного задания будет проведен международный конкурс среди мастеров живописи и прикладного искусства.

    При выполнении внутреннего живописного убранства храма Христа-Спасителя (общая площадь 23000 квадратных метров), на что понадобилось 8 месяцев и в котором участвовали до полутысячи художников с различными манерами и техниками живописи, перед руководителями и членами комиссии и координационной группы специалистов по художественному убранству храма встала задача объединить выполненные церковные живописные сюжеты в единый ансамбль. Решена она путем использования различных орнаментов, традиционных для оформления православных церквей.

    Поэтому авторы настоящего проекта решили, что основным декоративно-художественным приемом, объединяющим живописные произведения в единую систему, станут орнаменты времен Киевской Руси и Византии.

    Учитывая то, что формирование образа нижнего храма строится на основах канонической православной живописи, декора и убранства, по рекомендациям консультантов в качестве аналогов избраны различные объекты, архитектурно-художественные приемы и элементы которых наиболее приемлемы для проектируемых интерьеров.

    Ствол декоративной витой пилястры-колонны и ее база запроектированы на основе ордеров из иконостаса Никольской церкви на Преображенском кладбище в Москве. Данный иконостас выполнен в каноническом стиле ("Православные храмы Москвы", издание московской патриархии 1988 г., стр. 139).

    Приточные вентиляционные отверстия в стенах нижнего храма закрываются орнаментированными золочеными металлическими решетками, задняя часть которых зашивается металлической сеткой.

    Места для размещения изображений святых и церковных сюжетов выбирались, исходя из имеющегося объемно-пространственного решения нижнего храма, а также опыта проектирования и строительства Православных церквей.

    Плафон нижнего храма состоит из плоскостей потолка и балок. Их стык декорируется гипсовой падугой с нанесением орнамента и золочением.

    Плоскость потолка декорируется орнаментом в виде золоченой сетки с золочеными же восьмиконечными звездами на голубом фоне. Этот прием используется для визуального увеличения высоты нижнего храма. Бликование при различном освещении золотых сетки и звезд создает впечатление переднего плана, при этом матовая голубая плоскость потолка становится пространственно удаленной и формирует второй план.

    На потолке перед иконостасом размещается "Спас в силах" (изображение Иисуса Христа на престоле на фоне красного четверика в окружении небесных сил), вписанный в форму круга, отороченного по периметру объемным орнаментом.

    Поверхности балок декорируются объемным орнаментом. На нижней плоскости балок размещаются ряды сходящихся к центру сорока вписанных в круг икон с каноническим изображением святых, перечень которых определит Епархия.

    Для открытия со стороны главного входа вида на центральную часть иконостаса с Царскими вратами паникадила размещаются по бокам от центральной оси храма.

    За основу орнаментального решения пола принята композиция пола храма Христа Спасителя в Москве. При этом орнамент имеет вид объемного, так как используется прием сочетания контрастных цветов естественного камня. В связи с большой протяженностью пола по продольной оси, он визуально разбит поперечными членениями орнаментов. Пол предполагается выполнить из полированной плитки естественного камня. Декор, отражающийся в полированной плитке, а также объемный орнамент визуально увеличат высоту помещения.

    Наиболее декоративно насыщенными являются стены и пилоны нижнего храма. На верхней части стен, под потолком, разместятся канонические изображения сюжетов на темы церковных праздников (вариант - фигуры святых Киево-Печерской лавры и местночтимых святых). Масляная живопись с ликами святых выполняется на матовом золотом фоне, по аналогии с традиционными иконами. Ниже размещаются золоченые декоративные решетки, закрывающие приточные вентиляционные отверстия.

    Арки с замковыми камнями будут отделаны по аналогии с колоннами - пилястрами и зеркалами, венецианской штукатуркой "под малахит".

    В нишах, образуемых пилонами, возможно размещение киотов с иконами, саркофагов, Святого распятия и надгробий, на зеркалах - икон, подаренных Храму прихожанами.

    Проектом предусмотрено заполнение дверных проемов декоративными дверьми индивидуального изготовления.

    За основу проектного решения иконостаса нижнего храма по рекомендации консультанта проекта архимандрита Алексия (Грохи) взят эскиз иконостаса Благовещенского Синодального подворья в Санкт-Петербурге, выполненный гражданским инженером В.А.Косяковым.

    Для заполнения проемов иконостаса предусмотрен набор икон с традиционными сюжетами: над Царскими Вратами - Тайная Вечеря; на Царских Вратах - Евангелисты; слева от Царских Врат - Божия Матерь; справа от Царских Врат - Спас на Престоле; на боковых дверях - архангелы Михаил и Гавриил; крайняя правая икона - святитель Иннокентий (Борисов), Одесский чудотворец; крайняя левая икона - по согласованию.

    Иконостас выполняется из фанеры различной толщины, на деревянном каркасе.

    Объемные декоративные орнаменты на подвижных частях иконостаса (Царские врата, боковые проходы) вырезаются из липы. На неподвижных плоскостях иконостаса резной декор может выполняться из гипса. При этом моделями служат вырезанные из липы орнаменты.

    Иконостас отделывается и окрашивается по традиционной технологии с нанесением позолоты.

    Для предотвращения "эффекта самовара" живописные поверхности с позолотой после полного высыхания покрываются по специальной технологии.

    В интерьерах используется традиционная для православных храмов утварь - аналои, подсвечники, бра, паникадила, киоты. Образцами послужила утварь из "Архитектурной энциклопедии второй половины XIX века" Г.В. Барановского, том 1, "Архитектура вероисповеданий".

    Освещение играет большую роль в формировании любых интерьеров. Молельный зал нижнего храма имеет естественное освещение через два оконных проема размером 2,4 х 2,7 метра.

    Через них предусмотрен отток воздуха, для этого верхняя часть витражей запроектирована открывающейся при помощи пульта дистанционного управления. Для искусственного освещения молельного зала нижнего храма использованы 16 паникадил, 36 бра и 2 прожектора направленного действия для подсветки иконостаса.

    Паникадила подвешиваются к балкам, по бокам от центральной оси зала и иконостаса. Этот прием использован для того, чтобы не перекрывать вид на Царские врата и их завершение со стороны главного входа.

    Мещеряков В.Н.,
    руководитель творческого коллектива проектировщиков Собора, кандидат архитектуры, доцент.






Сведения из историиЭтапы строительстваПрошлое и будущее собора
Этапы воcстановленияСобор и людиПубликации о собореНовости
ПожертвованияБлаготворительные билетыЛюди о собореКнязь Воронцов
Реквизиты "Черноморского православного фонда"Почта фонда
Обращение к предпринимателям
Фотогалерея