Image upload Ebay. загрузка картинок
Сведения из истории
Этапы строительства
Собор и люди
Прошлое и будущее храма
Этапы возрождения
Публикации о соборе
Новости
Пожертвования
Реквизиты фонда
Почта фонда
Фотогалерея
Обращение к предпринимателям Люди о соборе Князь Воронцов

Градообразующий аспект воссоздания Одесского Кафедрального Спасо-Преображенского Собо

    Процесс формирования городской структуры Одессы начался с проекта планировки города, разработанного Ф.П. Деволаном и утвержденного императрицей Екатериной II 27 мая 1794 года. Этим проектом, согласно летописям Одесского кафедрального Спасо-Преображенского собора, обозначались места расположения четырех церквей: русской - соборной, греческой, военной и католической (1). В течение 1794 года планировка города несколько раз изменялась и уточнялась, в том числе была изменена конфигурация Соборной площади, на которой центральное место отводилось русской церкви (2).

    Этот каменный собор первоначально был освящен в 1795 году во именование Святителя Христова Николая, но реально его строительство началось лишь в 1804 году по инициативе градоначальника Дюка-де-Ришелье. В 1808 году строительные работы были в основном завершены, и архиепископ Екатеринославский Платон освятил главный престол Николаевского собора в честь Преображения Господня, после чего собор стал именоваться Спасо-Преображенским. До 1808 года церковные службы сначала происходили в походной церкви Нижегородского гренадерского полка, затем - во временном деревянном Николаевском храме, расположенном рядом со строящимся каменным собором (3).

    В проектировании и строительстве Николаевского собора принимали участие архитекторы В.В.Ванрезант и Фр.Фраполли, инженер П.Харламов. Архитектор Фр.Фраполли, осуществлявший авторский надзор за строительством храма, значительно увеличил его высоту за счет массивного цоколя, повышения стен, применения крупных и композиционно уравновешенных барабана и купола. В результате Спасо-Преображенский собор стал главным градообразующим элементом, хорошо просматривался с различных точек площади и прилегающих улиц. На панораме города четко вырисовался его общественный центр, что видно на гравюрах того времени.

    Вокруг площади с монументальным Собором размещалась малоэтажная жилая застройка, которая подчеркивала градоформирующую роль нового здания.

    Вместе с тем отсутствие соответствующей собору колокольни неоднократно отмечалось в документах того периода. В 1824 году настоятель Спасо-Преображенского собора протоиерей П.Куницкий в очередной раз обратил внимание на необходимость строительства колокольни, на этот раз с предложением разместить в ней теплую церковь (4). Благодаря вниманию к данной проблеме генерал-губернатора Новороссийского и Бессарабского М.С.Воронцова и градоначальника А.И.Левшина, выделивших значительные средства из городского бюджета, участию церкви и горожан, в 1825 году началось проектирование и строительство колокольни.

    Проект трехъярусной колокольни был разработан в Петербурге академиком архитектуры Ф.М.Шестаковым, уточнен в Одессе архитектором Дж.Фраполли и утвержден императором Николаем I в 1827 году.

    В 1836 году архитектор Дж.Торичелли разработал проект четырехъярусной колокольни, которая была построена и освящена в 1837 году. При этом были произведены работы по усилению фундаментов, укреплению стен и строительству новых арок в колокольне, давшей значительную осадку. Устройство теплой церкви в колокольне стало невозможным из-за отсутствия необходимой площади (5).

    В 1841 году по распоряжению архиепископа Херсонского Гавриила непропорциональный зданию колокольни деревянный шпиль был заменен на более высокий металлический.

    Главный колокол колокольни был отлит в Одессе в 1832 году из 28 турецких пушек, подаренных собору императором Николаем I, его вес составлял 1198 пудов и 32 фунта (6).

    Таким образом, к середине ХIХ века Одесса приобрела черты крупного европейского города, с центральной площадью, вокруг которой формировалась регулярная городская застройка, кафедральным собором и главной городской доминантой - колокольней, озвучивавшей колокольным звоном жизнь города.

    После этого началось бурное развитие Одессы, ставшей вскоре одним из красивейших городов края и всей Российской империи.

    Развитие города и проведение торжественных служб в храме предъявляло все более высокие требования к объемно-пространственным характеристикам и архитектурно-художественным качествам кафедрального собора. В этой связи в 1842-1849 годах была произведена большая реконструкция здания, в ходе которой колокольню объединили с основным зданием широким помещением "трапезной". Реконструкция проводилась по проекту архитектора Д.Г.Гейденрейха (7)

    В постоянно проводившихся после этого вплоть до 1900 года мелких и крупных реконструкциях и ремонтах участвовали архитекторы П.И.Висконти, А.И.Руска, Фр.Моранди, А.С.Кудинов, А.Д.Тодоров, В 1835 году конфигурация и силуэт Соборной площади были существенно изменены размещением в ее южной части хлебного склада Папудовой - трехэтажного здания с внутренним двором (архитектор - И.С.Козлов). По периметру площадь застраивалась крупными зданиями различных архитектурных стилей. В 1863 году состоялось освящение памятника М.С.Воронцову, который был выполнен мюнхенским скульптором Ф.Бруггером по проекту архитектора Ф.К.Боффо и сооружен на "народные" деньги.

    предъявляла все более высокие требования к зданию собора, строившемуся в разное время и без единого проекта, с использованием элементов различных архитектурных стилей. Эксплуатация собора также выявила большое количество неудобств и недостатков, в результате чего появилась необходимость капитальной реконструкции здания.

    Такое решение было принято в 1895-1896 годах городским общественным управлением в честь столетия Одессы (8). Одесская городская Дума объявила о сборе средств на эту реконструкцию и о конкурсе на лучший проект реконструкции.

    В конкурсе лучшим был признан проект епархиального архитектора А.Д.Тодорова при участии архитектора Л.Ф.Прокоповича. Они же реализовали свой проект в 1900-1903 годах.

    В ходе этой капитальной реконструкции применено современное на тот период инженерное оборудование, использованы системы вентиляции и отопления, электроснабжения, водоснабжения и канализации. Полностью изменился и улучшился внешний облик собора, использование деталей и элементов классицизма позволило придать композиции фасадов четкость и пропорциональность. Были изменены пропорции ярусов и декор колокольни, установлены часы, новый, более крупный крест. Завершенный вид приобрел силуэт здания, достойно украсивший главную площадь города и хорошо видимый со стороны моря, с подходивших к порту кораблей. Интерьеры храма стали более просторными и светлыми, насытились богатым убранством и декором. По различным источникам, собор вмещал до 12 тысяч человек.

    В Соборе размещалась чудотворная икона Касперовской Божьей Матери, другие церковные святыни. В нем были захоронены архиепископы Иннокентий (1857г.), Димитрий (1883г.), Никанор (1890г.), а также светлейший князь М.С.Воронцов и его супруга.

    В 1936 г. Спасо-Преображенский кафедральный собор был разрушен, а его художественные ценности исчезли.

    Основная использованная литература:

    1. И.А.К. Одесский кафедральный Спасо-Преображенский собор до и после переустройства.-1906. С.11.
    2. РГВИА.-Ф.349.-Оп.27,-Д.159.-Л.1.
    3. Петровский С. Одесский Преображенский, ныне кафедральный собор: К столетию со дня его освещения. 14.ХI.1795. 25.V.1808-25.V.1908.-Одесса, 1908. С.3, 6.
    4. Там же С.20.
    5. Там же. С.22.
    6. Там же. С.26.
    7. Тимоф¦енко В.¶. Зодч¦ Укра§ни к¦нця ХV¶¶¶ - початку ХХ ст.: Б¦ограф¦чний дов¦дник.- К., 1999. С.88-89.
    8. Петровский С. Одесский Преображенский, ныне кафедральный собор: К столетию со дня его освещения. 14.ХI.1795. 25.V.1808-25.V.1908. Одесса, 1908. С.42.

    Владимир Мещеряков, кандидат архитектуры, доцент.

    Архитектурный журнал "АСС-Юг", № 2, 2002 г.






Сведения из историиЭтапы строительстваПрошлое и будущее собора
Этапы воcстановленияСобор и людиПубликации о собореНовости
ПожертвованияБлаготворительные билетыЛюди о собореКнязь Воронцов
Реквизиты "Черноморского православного фонда"Почта фонда
Обращение к предпринимателям
Фотогалерея