Image upload Ebay. загрузка картинок
Сведения из истории
Этапы строительства
Собор и люди
Прошлое и будущее храма
Этапы возрождения
Публикации о соборе
Новости
Пожертвования
Реквизиты фонда
Почта фонда
Фотогалерея
Обращение к предпринимателям Люди о соборе Князь Воронцов

Антиминс одесского Спасо-Преображенского кафедрального собора

    Реставратор находится с музейным экспонатом в более близких и длительных отношениях нежели хранитель, на попечении которого находятся тысячи вещей, требующих к себе внимания. Поэтому именно реставраторам чаще всего удается заглянуть глубже в личную жизнь экспоната.

    Год назад мы приступили к реставрации довольно крупной коллекции церковного облачения и церковной утвари, датирующейся концом ХIХ – начала ХХ вв.

    Тысячи тысяч таких предметов погибли, канули в неизвестность во времена всеобщего атеизма. Этой коллекции повезло: ее смогли защитить стены музея. У каждой такой реликвии своя трагедия, но они редко открывают нам свои тайны....

    Жизнь этой коллекции до поступления ее в музей была нам совершенно не известна. Ее поступление сопровождала короткая, в две строчки запись: «Коллекция поступила в музей от Совторгфлота (бывший Доброфлот) в 1931 г., г. Владивосток». Поначалу мы предполагали, что предметы принадлежат нашей епархии. Возможно, в 20-е гг. кто-то из горожан Владивостока, покидающих Россию, пытаясь сохранить церковные реликвии, захватил их с собой. По каким-то причинам багаж остался во Владивостоке, возможно, хранился на одном из складов и в 1931 г. был передан в музей.

    Но неожиданно один из реставрируемых предметов позволил определить происхождение коллекции по месту и по времени с точностью до года. Этим предметом был антиминс.

    Для справки: АНТИМИНС (греч. аntimеnsiоn – «вместопрестолие», от греч. аnti и лат. mеnsа – стол), четырехугольный плат из льняной или шелковой материи с вшитыми частицами мощей святых, на котором совершается таинство Евхаристии, освящение Святых даров. На антиминсе традиционно изображается один сюжет – положение во гроб Иисуса Христа и четырех евангелистов. Освящается архиереем, находится на престоле в алтаре храма. Правило совершать Евхаристию на антиминсе восходит к раннехристианской практике совершения богослужений на гробницах мучеников. По постановлению Московского собора 1675 г. антиминс должен находиться на всех престолах. Памятная надпись на антиминсе должна была содержать сведения о том, какому храму он предназначен, в каком году освящен.

    Такая плохо сохранившаяся надпись, к счастью, сохранилась и на нашем антиминсе: «Благодатию Пресвятаго и животворящего Духа освятитися сей Антиминс, еще есть священная трапеза, ради приношения на нем Божественныя жертвы тела и крови Господни во святей Литургии. При державе Благочестивейшаго Самодержавнейшего Великаго Государя Александра Александровича Всея России, по Благословению Святейшаго Правительствующего Синода Священнодействовал Преосвященным... (не читается слово) архиепископом Херсонским и Одесским лета от создания мира 7391 от Рождества Христова 1893 месяца октября в 28 день. Преподан... (не читается слово) священнодействия в храме Преображения господня в... (приделе?) святителя Николая что в городе Одессе. Смиренный Иустин архиепископ Херсонский и Одесский».

    Неужели перед нами антиминс на освящение одного из приделов главного храма Одессы – кафедрального Спасо-Преображенского собора?

    На одном из первых планов г. Одессы, одобренном еще Екатериной Второй, предусматривалось строительство 4 гаваней и 4 церквей: русская, греческая, военная и католическая.

    Сооружение каменной соборной церкви митрополит Гавриил поручил архитектору инженеру Викентию Вонрезанту. Храм планировалось закончить в 1797 г., но активно начавшиеся строительные работы прекратились в связи со смертью Екатерины и возобновились только в 1804 г. по приказу градоначальника Армана Ришелье. Теперь архитектурный надзор за строительством осуществлял Франсиск Фраполли. В строительстве участвовали одесские купцы Андросов и Алексеев. Торжественное освящение церкви произошло только 25 мая 1809 г. Главный престол соборной церкви был освящен в честь Преображения Господня, правый – во имя Святого Николая и левый – во имя Святого Спиридона. После освящения церкви она и получила свое окончательное наименование – Спасо-Преображенской.

    Учитывая то, что Одесса в 1837 г. стала епархиальным центром, Спасо-Преображенский собор стал кафедральным.

    Вплоть до начала ХХ в. производились работы по расширению и обновлению Спасо-Преображенского собора.

    После реконструкции 1903 г. кафедральный Спасо-Преображенский собор стал одним из крупнейших храмов Российской империи и вмещал до 9 тысяч человек. Его размеры в плане составляли 90х45 метров, а высота колокольни – 72 метра.

    Беды послереволюционного периода не обошли собор стороной. Как и все храмы России, собор подвергся разграблению. В 1922 г. все соборное имущество было изъято и отправлено в губернский особый отдел. Здесь следы церковных реликвий теряются. Каким образом эта коллекция попала в Совторгфлот и оттуда в музей по-прежнему остается загадкой. Нам остается лишь быть благодарным людям, сохранившим для потомков часть нашей общей российской истории.

    Состояние экспоната на момент поступления его в мастерскую было неудовлетворительным. Поверхность экспоната имело сильное пылевое загрязнение. В правой верхней части – большое желтое пятно, по всему полотнищу – мелкие желтые пятна неизвестного происхождения. Полотнище антиминса было разорвано на 2 неравные части, причем большая его часть в свою очередь имела еще один разрыв длиной 36 см. В разрывах ткань частично утрачена. В правой части антиминса имеется несколько небольших утрат. По сгибам ткань частично посечена, утрачены уточные нити. Мощевик надорван по швам, пуст. Надписи выцвели, и читались с трудом.

    После общей очистки экспоната нам удалось несколько ослабить крупные пятна желто-коричневого цвета. А вот красные пятна на Реставрационном Совете решено было даже не ослаблять, поскольку они раскрывали особенность хранения антиминсов в красной пелене, называемой илитоном. Тем более, что пятна видны были только с обратной стороны. Целостность антиминса была восстановлена с помощью тонированного реставрационного газа.

    Итак, отреставрированный антиминс, как и коллекция в целом, еще раз напомнили нам об ушедшей в прошлое трагичной эпохе.

    Кобко В.В., МузейАрсеньева, 15 июня 2008 г.





Сведения из историиЭтапы строительстваПрошлое и будущее собора
Этапы воcстановленияСобор и людиПубликации о собореНовости
ПожертвованияБлаготворительные билетыЛюди о собореКнязь Воронцов
Реквизиты "Черноморского православного фонда"Почта фонда
Обращение к предпринимателям
Фотогалерея